Биологически активные добавки к пище (БАД) - неувядающая по популярности тема в средствах массовой информации последних 10 лет. Причем, мнения расходятся вплоть до диаметрально противоположных - от утверждений, что "биологически активные добавки - это пища двадцать первого века", до не менее категоричного - "добавки - это шарлатанство". Есть основания предполагать, что подобные разногласия связаны в значительной степени с тем, что людям не представляется возможность самим разобраться в этой проблеме, понять и определить для себя отношение к БАД. При кажущемся изобилии информации о БАД людям так или иначе навязывается то или иное мнение, в зависимости от того, кто эту информацию представляет и какие цели при этом преследует. С одной стороны, в многочисленных буклетах и брошюрах фирм-производителей либо распространителей БАД можно найти массу "позитивной" информации, к сожалению, часто весьма противоречивой и бездоказательной, а подчас и откровенно абсурдной, даже на взгляд мало просвещенного потребителя. Неизменной формой представления материала в таких брошюрах является обращение, в первую очередь, к эмоциональной стороне восприятия информации, когда в качестве аргументов приводятся длиннейшие перечни заболеваний, успешно "излечиваемых" той или иной БАД, многозначительные упоминания о вековом успешном опыте применения неких компонентов с экзотическими названиями в традиционной медицине стран Востока. На кого-то эта информация действует завораживающе, но для большинства является крайне малоубедительной и, напротив, способствует формированию скептического отношение и к рекламируемым в этой брошюре добавкам, а заодно, что печальнее всего, и ко всем остальным БАД. Именно потому люди охотнее и с большим пониманием воспринимают "негативную" информацию о БАД. Подобная информация, как правило, формулируется более грамотно, с привлечением конкретных фактов, и вызывает больше доверия, особенно если это статьи в центральной печати. Приводимые факты проверить, как правило, невозможно, поскольку авторы статей не указывают источники, тем не менее, подобным образом поданная информация устраивает многих читателей. Подавляющее же большинство потенциальных потребителей справедливо воспринимает материал как подобранный предвзято, с целью навязывания им совершенно определенного мнения. Конечно, известный вклад в формирование скептического и негативного отношения к БАД вложили раздражающе навязчивые рекламные кампании, проводимые в СМИ фирмами-производителями и распространителями БАД, особенно на первых этапах появления этих новых продуктов в нашей стране. И, наконец, у многих недоверие к БАД усугубляется еще и сомнением в качестве этих продуктов, их сертифицированности, соответствии рекламируемых качеств и эффектов реально выявленным и подтвержденным вызывающими доверие специалистами. Действительно, большинство производителей сегодня не могут представить этих данных в объеме, требуемом потребителем. В конечном счете, основная проблема, стоящая перед потребителем - самостоятельно и правильно определить свое отношение к БАД, связана с тем, что потребитель не знает, где он может получить объективную информацию, которая поможет ему определиться в своей позиции. Более того, подчас такая информация просто малодоступна, поскольку помещается в специализированных научных, медицинских журналах, методических разработках, законодательных актах, о существовании которых рядовой потребитель может просто не подозревать. Один из возможных вариантов решения этой проблемы - создание небольшого справочника по БАД, предназначенного специально для потребителя, где он смог бы найти не только краткие ответы на те вопросы, которые наиболее часто задаются, когда речь заходит о БАД, но и ссылки на первоисточники представляемой информации. Мы стремились приводить ссылки в основном на отечественную литературу, которую можно без особого труда найти во многих специализированных библиотеках. Тем не менее, в ряде случаев нам пришлось все же обращаться и к зарубежным оригинальным источникам информации. Ситуация с БАД в нашей стране в настоящее время серьезно изменилась: существует серьезно проработанная законодательная база, регламентирующая все аспекты разработки, сертификации, клинических испытаний и распространения БАД. Знакомство с этой информацией, некоторыми данными о реальных клинических эффектах применения БАД, положение с этими продуктами в мире поможет многим более объективно отнестись к этим продуктам и, возможно, даже изменить свое отношение к ним.
|